04.04.2016 г.
«Совершенно секретно», No.4/381, апрель 2016
2016-й – год космических юбилеев. 70-летие секретного постановления Совмина СССР № 1017–419сс, положившего начало нашей ракетно-космической отрасли; 65 лет – с первого полёта собак в космос. Ну и, разумеется, дата, которая уже 55-й раз отмечается человечеством как День космонавтики: 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил свой эпохальный полёт. С тех пор полёты к звездам перестали быть чем-то сверхэкстраординарным, но космос по-прежнему манит, удивляет и восхищает. В том числе фотографиями с тех точек и ракурсов, которые могут запечатлеть только космонавты. О том, как создавались самые уникальные экспонаты фотоколлекции «Наш дом – Земля», рассказывает их автор – лётчик-космонавт, Герой России Фёдор Николаевич Юрчихин.
Всё началось с моей мечты детства – стать космонавтом. И у маленького мальчика, рассматривающего космические фото, неосознанно закрадывалась мысль: вот бы и ему так. В 1983 году, после окончания Московского авиационного института, уже работая на НПО «Энергия», ныне РКК «Энергия», впервые рассматривал настоящие (!) космические фотографии Валерия Викторовича Рюмина со станции «Салют». До сих пор помню свои ощущения от этих чёрно-белых снимков.
И когда в 2002 году мне удалось полететь в космос, там, наверху, переполненный прекрасными чувствами от красоты нашей Земли, я решил попробовать через фотографии донести до всех людей своё отношение к Жизни, Миру, Космосу, донести то, что мы видим и чувствуем, находясь на орбите. Как и каждый из нас, я прислал с орбиты тысячи и тысячи фотографий. Большая часть из них предназначалась для специалистов. Это так называемые технические фотографии. Но были и фотографии, сделанные для души. И от души.
Понимаете, увидев такую красоту, нельзя не попробовать зафиксировать её. Мне нравится фотографировать всё. И закаты-восходы, луну, реки, острова… И Space-Techno-Symphony. Так называется раздел с фотографиями, посвящённый деятельности человека в космосе. Есть целые разделы по темам – «Города», «Горы», «Острова», «Луна», «Облака» и многие другие. Даже из просто необычных фотографий можно сделать целую выставку. Ведь, например, один из островов в Калифорнийском заливе из космоса невероятно похож на бегущую лошадь (снимок я так и назвал «Сивка-Бурка»), Венецию можно принять за хищную рыбу, а город Бразилиа выглядит, как и задуман, в форме самолёта. Есть фотографии под названием «Австралийский орёл», «Китайский дракон» и «Бегущий человечек»…
Но если говорить о самых дорогих и знаковых для меня снимках, назову два из них – «Встреча» и «Эльбрус (Шатгора)».
Космический марафонец
Так получилось, что первый полёт совершил на шаттле. А первый полёт – это как первая любовь, забыть невозможно. Тем не менее я всегда мечтал полететь в космос на нашем корабле. Эта мечта осуществилась в рамках 15-й экспедиции на МКС 7 апреля 2007 года, а в июне к нам прилетел шаттл Atlantis. Вот такое счастливое совпадение – два самых дорогих для меня корабля, две любви встретились на орбите. На всю жизнь запомнил этот день, ведь стыковка и для станционного экипажа, и для экипажа шаттла – самый напряжённый этап, поскольку он всегда проводился вручную. А дальше – знакомство. Банкетом не назовёшь, просто за обычным космическим столом собираются космонавты, только не сидят, а висят в воздухе. Они нам привезли письма с Земли, свежие фрукты, овощи – яблоки, помидоры… Мы их угостили по-своему – галетами и прочими станционными вкусностями. Причём общались мы на замечательной смеси русского и английского языков, которую мы сами называем «ринглиш». Например, на «ринглише» «прикрыть люк» означает «приклоуз»…
12 июня 2007 года из модуля «Пирс» я и сделал снимок под названием «Встреча»: на переднем плане подсвечиваемый солнечными лучами наш «Союз-ТМА10», и за ним космический челнок Atlantis.
Тот полёт мне запомнился тем, что Сани Уильямс (мы её называли Саничка) установила необычный рекорд. Как поклонница и постоянная участница Бостонского марафона, она стартовала одновременно с бостонскими бегунами и пробежала его, находясь в космосе. Не захотела нарушать свою традицию и стала первым космическим марафонцем! Ещё во время того полёта, к сожалению, на борту возникла серьёзная нештатная ситуация – отказали компьютеры российского сегмента, и ни Земля, ни мы не понимали причины отказа. А без компьютеров российского сегмента, которые тогда управляли станцией и всеми системами жизнеобеспечения, остро встал вопрос о продолжительности полёта. Не починив их, мы не могли управлять основными системами. Посчитали: ресурсов резервных у нас на 45 суток, а дальше что делать? Три ночи и четыре дня по рекомендациям нашего ЦУПа мы с Олегом Котовым посвятили поиску причины сбоя. Всё это время Atlantis, как настоящий атлант, был опорой для всей станции. Это была одна из самых серьёзных нештатных ситуаций во время экспедиций. Словом, когда наконец мы нашли причину сбоя, это был для нас самый счастливый день, потому что все поняли, что экспедиция продолжится. И она продолжалась ещё три с лишним месяца.
Когда Atlantis уходил, все собрались у люков. Это были, наверное, самые тягостные и трогательные минуты. Плакать, может, и не плакали, но в душе у каждого кошки скребли. Прекрасное время, проведённое наверху! Мы все до сих пор общаемся – это пример замечательного космического братства.
Красавец Эльбрус
Снимок «Эльбрус (Шат-гора)» был сделан тоже в 2007 году… И он тоже для души сделан! В Эльбрус я влюбился сразу, как только его увидел из иллюминатора и сфотографировал. Чем эта фотография уникальна? Красавец Эльбрус – точно по центру. Секунда – и ты улетел с этого места. Надо ловить момент, чтобы запечатлеть кадр, – на другом витке другой ракурс, а значит, и картинка будет совсем другая. Та картинка у меня до сих пор перед глазами: обе вершины и подходы к ним, как на ладони все ледники, уходящие в ущелья, сами шикарные ущелья, и голубые речки, бесконечно уходящие в даль… Выглядит громадиной, великаном – даже на фоне гор Кавказа. Настоящая жемчужина, красотища – глаз не оторвать!
Помню, тогда же подумал: вот бы побывать там – на вершине. Кто бы мог предвидеть, что в сентябре 2011 года случай (или судьба!) меня сведёт с заслуженным спасателем, величайшим альпинистом нашего времени Абдулхалимом Эльмезовым. В тот момент я должен был готовиться к своему третьему полёту в космос, и времени на восхождение было немного, а Абдулхалим только что второй раз совершил восхождение на Эверест и планировал отдых и восстановление. Но ради меня он решил отложить отдых. Со всех точек зрения это было похоже на авантюру: вместо двух недель подготовки я готовился от силы два-три дня – ведь 8 сентября мне нужно было улетать. Но 7 сентября мы трое – отец Дэн, представитель католической церкви в Нальчике, Абдулхалим и я взошли на западную вершину Эльбруса – высота 5642 метра. Что приятно – право ступить первому в тот день было предоставлено мне… С тех пор я ещё дважды совершал восхождение на эту вершину и понимаю, что совсем разные испытываешь ощущения – в космосе и на Земле. С высоты ты не чувствуешь запаха Приэльбрусья, не ощущаешь его температуры, дуновений, аромата иван-чая… Этого же сверху не увидишь! Ещё я понял, насколько для этих девственных заповедных мест актуальна тема экологии… А вообще у меня много снятых из космоса красивейших земных мест, где мне невероятно хочется побывать.
Источник: © «Совершенно секретно»
Off